Русская православная церковь

Русская православная церковь (РПЦ или как ее еще называют Московский патриархат) - самая крупная в мире среди других автокефальных (независимых) поместных (в пределах государства) православных церквей. Она занимает пятое место среди 15-ти в порядке чести и в диптихе (специальном списке) Московского и в диптихе Константинопольского патриархатов. В настоящее время предстоятелем (первым по чести епископом) РПЦ является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев).

Юрисдикция русской православной церкви распространяется на пятнадцать государств: Россию, Украину (частично оспаривается), Белоруссию, Молдавию (оспаривается), Азербайджан, Казахстан, Киргизию, Латвию, Литву, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан, Эстонию (оспаривается), Японию, КНР (оспаривается). Существуют епархии и за пределами ее юрисдикции: в Западной и Центральной Европе - Берлинская и Германская, Брюссельская и Бельгийская, Будапештская и Венгерская, Венская и Австрийская, Гаагская и Нидерландская, Корсунская, Сурожская; в Центральной и Южной Америке - Аргентинская и Южноамериканская.

История РПЦ начинается в 988 году с крещения Руси великим князем киевским Владимиром (позже прославленный в лике святых как равноапостольный). В то время наша церковь являлась Киевской митрополией Константинопольского патриархата, и ее главу - митрополита - назначали из греков. Но уже в 1051 году на первосвятительский престол поставили митрополита Илариона - выдающегося русского подвижника, церковного писателя, образованнейшего человека своего времени. 

Тогда же начинается бурное строительство Храмов и монастырей. Один из самых известных - Киево-Печерский монастырь. Его основал Антоний Печерский, привнесший в страну традиции афонского монашества. В последствии эта обитель стала центром духовной жизни древней Руси. С XIII по XV века было построено около 180 монастырей, в числе которых знаменитые Почаевская лавра и Троице-Сергиев монастырь, основанный святым Сергием Радонежским. По одной из версий преподобный Андрей Рублев написал свою знаменитую православную икону «Троица» для Троице-Сергиевой обители. 

В средних веках православная церковь играла большую роль в мирской жизни и была тесно связана с государственным управлением. Величайшие святители были духовными наставниками русских князей. Ярчайший тому пример - святой благоверный князь Димитрий Донской. Воспитал его Святитель митрополит Алексий, помогал в прекращении смут и объединении Руси - Святитель митрополит Иона Московский, а благословил на Куликовскую битву -чудотворец Сергий Радонежский. 

Перед падением Византийской империи в 1448 году русская православная церковь отделилась от Константинопольского патриархата. Митрополитом Московским и всея Руси стал Иона. Государство возрастало, его авторитет и мощь в мире постепенно увеличивались, понадобилось чуть более ста лет, чтобы Восточные патриархии признали независимость русской церкви. В 1589 году митрополит Московский Иов стал первым Патриархом, за которым закрепилось пятое по чести место в диптихе.

XVII век становится тяжелым испытанием для русской православной церкви. После изгнания шведов и поляков Патриарх Никон проводит реформы, из-за которых происходит раскол, имеющий место и по сей день - отделяется старообрядчество. 

С реформ Петра I начался так называемый Синодальный период, продлившийся почти 200 лет - с 1721 по 1917 годы. Тогда государь установил высшим органом управления русской православной церкви Святейший Правительственный Синод, в котором принимали решения государственный чиновники, назначаемые самим императором. Подчинение светскому начальству оказало самое пагубное влияние. Несмотря на это, Господь явил в тот период многих святых, таких как митрополиты Московские Филарет и Иннокентий, Серафим Саровский, старцы Оптиной и Глинской пустыней. 

После революции в феврале 1917 года был созван Всероссийский Церковный Собор, на котором решили восстановить патриаршее управление. Патриархом Московским и всея Руси избрали бывшего тогда митрополитом Тихона. Это был тяжелый для православных период гонений - священников расстреливали, ссылали в лагеря, некоторые, не выдержав давления, уходили в мир. 

С началом Второй мировой войны преследования верующих и представителей церкви временно прекратились. Сталин мобилизовал всех, даже священнослужителей для помощи и поднятия морального духа населения. Однако трудное положение вне закона русской православной церкви продолжалось вплоть до празднования тысячелетия крещения Руси (до 1988 года), когда система государственного управления начала меняться и атеизм потерял свою главенствующую роль. Предстояло восстановить из руин, выстроить заново тысячи Храмов и монастырей, возродить православные традиции, вернуть народу веру.

Миссионерская, благотворительная и просветительская деятельности русской православной церкви продолжаются и по сей день. А ее роль в развитии общества и государства, несмотря на навязчивую экспансию западных ценностей, с каждым годом становится все больше.

«Образ Святой нашей Церкви» (Православной), или Корабль спасения (XIX век). Монастырь Зограф, Афон.