Православный пост

Православный пост считается самым коротким путем к очищению души и приобщению к Богу. С помощью него изнуряется и подчиняется духу тело. Душа становится сильнее в противостоянии грехам и искушениям. Поэтому многие любят пост и ждут его, а иногда, с благословения духовника и если это во благо человеку, соблюдают его и в обычные дни. Святые достигали праведной жизни в том числе и благодаря воздержанию.

Православный пост - это не диета. Главные ограничения в такие дни вовсе не в еде, а в похотях и страстях человеческих. Православный должен стремиться в пост больше чем обычно молиться, бывать в Храме, исповедаться и причащаться, совершать добрые дела, читать душеполезную литературу и так далее. А запрет на скоромную пищу, как показывает многовековая практика, только способствует этому. Сам Христос обнаружил нам всю духовную силу поста, когда сорок дней ничего не ел и был искушаем в пустыне.

Существуют многодневные и однодневные посты, по монашескому уставу и негласный для мирян. Все они зависят от ежегодного богослужебного цикла, приуроченного к православным праздникам. Многодневных постов в году четыре: строгие - Великий и Успенский, не строгие - Рождественский и Петровский. Однодневные, кроме дней сплошных седмиц, совершаются каждую среду и пятницу в память предательства и распятия Иисуса Христа; а также в Крещенский сочельник (18 января), в Праздник Воздвижения Креста Господня (27 сентября), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября). Сплошными седмицами называют недели, в которых однодневного поста нет. Их пять: Пасхальная (после Пасхи), Троицкая (после Дня Святой Троицы), Рождественские святки (12 дней от Рождества Христова до Крещения), седмица мытаря и фарисея (за две недели до Великого Поста), Масленица (сыропустная, без употребления мяса, неделя перед Великим Постом).

Православные посты различаются и по степени строгости. Существуют дни, когда кроме воды в пищу ничего не употребляют. Пост «с ядением рыбы» допускает употребление рыбы и морепродуктов, а также сваренную пищу с растительным маслом. В дни «с ядением сварения с елеем» можно есть горячее с растительным маслом. Когда в календаре стоит отметка «с ядением сварения», это значит, что можно употреблять приготовленную растительную пищу, но без масла. В «сухоядение» разрешается холодная несваренная еда без масла и неподогретое питье.

Православный пост совсем без пищи и другие очень строгие ограничения характерны для монашеского устава. Людям, живущим в миру, нужно подходить к этому вопросу разумно и соблюдать воздержание в пище по силам, иначе духовные труды будут только во вред. По благословению священника им допускаются различные послабления. В некоторых случаях ограничения в еде совсем отменяется. Например, для беременных и кормящих матерей, для больных и путников, для тех, кто занят тяжелым физическим трудом и в других случаях по персональным причинам. Однако пост духовный (одна из основ православия) никто не отменяет: необходимо воздержаться от развлечений и увеселений, от бурных проявлений негативных эмоций и страстей. Дети до семи лет не постятся, но необходимо постепенно приучать их к этому. В Храмах в многодневные и однодневные посты не венчают, так как это праздник для брачующихся и их близких, а также чтобы не было искушения нарушить ограничения в еде. 

Кроме общих для всех постов, верующие соблюдают и дополнительные. Например, говеют, то есть на короткий срок прибывают в воздержании, перед причащением; или перед таинством венчания; или если священником наложена епитимья - определенные духовно-исправительные меры. Кроме того, православные для пользы души по личному усмотрению могут соблюдать и более строгий пост, а также увеличивать количество его дней, но только в случае если такие меры благословляются духовником.

Существуют и так называемые общественные посты. К ним священники призывает обычно в тяжелые годы смут, бедствий, болезней, войн для того, чтобы молитвы страдающего народа были услышаны.

Любой пост для православного - время не простое. Верующий, по себе знает, как обостряется духовная борьба в этот период, как много появляется искушений и как важно не поддаться им, не отреагировать и все стихнет само собой. И самыми эффективными помощниками в такой ситуации становятся воздержание и молитва!

И. Крамской. "Христос в пустыне" (1872 г.).