Православные иконы

«Изображение», «образ», «портрет», «предмет поклонения» - все эти сухие словарные определения не способны передать истинную суть и предназначение, которые несут в себе православные иконы. Они — первые помощники в молитвенном труде, учителя и наставники в истинной вере, свидетели вочеловечения Господа, которые указывают путь общения с Иисусом Христом, Пресвятой Божией Матерью, святыми угодниками- молитвенниками, ангелами. 

Не стоит искать в изображенном на иконах реалистичности: они показывают духовный, невидимый мир, «Царство Небесное». Здесь нет натурализма, все символично и глубоко условно - сверхприродно. Поэтому на иконописца ложится глобальная задача - написать то, чего он не видел и не слышал, то, чего нет в нашем земном мире.

Православные иконы пережили непростую историю. Первое изображение Господа по церковному преданию появилось еще при жизни Иисуса Христа. Царь Эдессы Авгарь, был неизлечимо болен. Он слышал, что Иисус исцеляет больных и воскрешает мертвых. В надежде на свое спасение Авгарь посылает за Ним. Но Господь, выполняя свое предназначение, не может приехать. Он находит другой способ исцелить верующего в него: умывается водой и вытирается полотенцем, на котором остается отпечаток - Божественный Лик. Авгарь прикладывается к этому плату и выздоравливает. Так появляется первая икона, которую у русских принято называть «Спас Нерукотворный». 

Затем евангелист Лука пишет Богородицу с младенцем. Считается, что его авторству принадлежит около семидесяти икон с Ее ликом. Сама Божия Матерь благословляет их: «Благодать Рождшегося от Мене и Моя с сими иконами да будет». Именно Лука - автор одних из самых известных в Православии икон: Ченстоховской иконы Божией матери, Сумельской иконы Божией Матери, Владимирской иконы Божией матери, Киккской иконы Божией матери. 

Так было положено начало созданию множества православных икон с изображением Ликов Господа, Богородицы, святых, ангелов, сцен из Евангелия и жизни мучеников. И даже столетняя ересь иконоборчества, возникшая в VII в., не смогла перечеркнуть иконопочитание, угодное Богу и установленное Им Самим через Божественный отпечаток на плате. Не зря существует огромное количество свидетельств чудес и исцелений, полученных от православных икон, называемых чудотворными! 

Спас Нерукотворный. Новгородская школа иконописи, ок. 1100 г.