Православная молитва

Молитва - это не простое повторение общепризнанных слов из книги перед православной иконой, это разговор с самим Богом. И от того насколько искренне, внимательно и вдумчиво мы с Ним «поговорим», зависит будем ли мы услышаны и спасены. 

Православная молитва - это тяжелый духовный труд. Казалось бы, что тут сложного: возьми молитвослов и читай соответствующее ситуации правило (утренние или молитвы «на сон грядущим», Последование ко Святому Причащению и так далее). Однако кто хоть раз принуждал себя к исполнению этого ежедневного священнодействия знает, как могут затекать ноги, блуждать по посторонним предметам мысль и одолевать лень. Но православный не может без молитвы, потому что она, во-первых, бесспорное подтверждение его веры, во-вторых, способ соединения с Богом, и в-третьих, путь духовного роста и в итоге спасения. 

Начиная с самого появления христианства благодаря Священному Писанию, Святоотеческому преданию, богатому духовному опыту множества православных чудотворцев и верующих сформировались ряд молитвенных правил и законов. Опираясь на эти нормы, священнослужители и миряне читают определенные слова в определенном порядке в той или иной ситуации. Тексты молитв опубликованы в специальные книги: для частного чтения предназначены молитвословы, для ведения священником общественной службы - богослужебные книги. Конечно, никто не запрещает молиться Богу своими словами. Но мы - православные - предпочитаем опираться на духовную практику великих святых, которые ближе остальных людей находятся ко Господу и слова их молитв, бесспорно, самые точные. Кроме того, принятые правила «разговора» с Богом позволяют избегать искушения впасть в языческое многословие при молитвах «от себя». 

В содержании каждого «обращения» к Всевышнему есть определенная цель: хвалебная, благодарственная, просительная, ходатайственная, покаянная. Хвалебная молитва (псалмы и акафисты) самая главная, потому что восхваление Бога лежит в основе православия. К покаянным относятся 50-ый псалом, молитва мытаря, Великий покаянный канон Андрея Критского, Иисусова молитва и многие другие. Все они содержат просьбу о прощении грехов, поэтому часто их относят к просительным. В ходатайственных молитвах мы взываем о помощи ближним (например, о чадах, за духовного отца, о болящих и так далее), их также часто не отделяют от просительных. Благодарственные - это те, в которых мы выражаем признательность Господу за милости и блага, которые получаем от него. Самые известные из них - Благодарственные по Святом Причащении, 17-ый псалом и другие из благодарственного молебна. Во время православного поста верующим рекомендуется усиливать свои молитвы - больше и чаще их читать. 

Помимо частных молитв, совершаемых индивидуально, существуют еще и общественные, с которыми прихожане вместе со священниками обращаются ко Господу, Пресвятой Богородице, ангелам и всем святым во время литургий, утренних и вечерних служб, полунощниц. Силу совместной молитвы трудно переоценить. Господом сказано: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19, 20). Вот почему Русская Православная Церковь призывает ходить в Храм, особенно на богослужения, когда церковные врата открыты и среди нас находится сам Бог, а не ограничиваться домашними чтениями правил.

В Святом Евангелие Господь постоянно призывает нас к непрестанной молитве: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26, 41). В Гефсиманском саду во время моления о чаше Он показывает нам пример того, с каким рвением нужно обращаться к Богу. И, наконец, Иисус Христос в своей земной жизни сам дает нам важнейшую из всех христианских молитв - Отче наш. В различных канонах мы также произносим слова из Евангелия: молитва мытаря («Боже, милостив буди мне грешному»), Благовещение Богородице («Богородица Дева, радуйся...»), слова из Тайной вечери («...приимите, ядите, сие есть Тело Мое...»). 

Трудно представить, но с великой помощью монахов православная молитва на земле не прекращается ни на секунду. Почему? Святой Силуан Афонский говорил об этом так: «Мир стоит молитвою. И когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет».

В. Перов. "Христос в Гефсиманском саду" (1878 г.).